Как Вы считаете, нужно или нет России развивать строительство новых газо- и нефтепроводов для экспорта энергоресурсов зарубеж?
Да, это приносит хорошие деньги государственному бюджету  
 17 (57%)
Нет, это лишает Россию природных ресурсов, приводит к зависимости от экспорта нефти и газа  
 13 (43%)
Затрудняюсь ответить  
0 (0%)

 

 

Программные методы развития горнодобывающего и нефтегазового комплексов


Программные методы развития горнодобывающего и нефтегазового комплексов
Организация: ДМЭФ
Дата: 18 Июля 2011

Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов об эффективном освоении природных ресурсов Дальнего Востока.

Пленарное заседание
четвертого «Дальневосточного международного экономического форума»
8 сентября 2009 г.

О ПРОГРАММНЫХ МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО
И НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСОВ В СВЕТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ,
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Уважаемый Виктор Иванович, уважаемые участники форума!

Прежде всего, приветствую вас от имени делегации Республики Саха (Якутия) с началом важного для нас всех Дальневосточного экономического форума.

Программный метод управления экономики региона является основным механизмом деятельности Правительства Республики Саха (Якутия). Это позволяло и позволяет нам решать проблемы Республики более комплексно и эффективно. Необходимое ускорение развития Дальневосточного региона, в том числе Республики Саха (Якутия), требует разработки программ на федеральном уровне по решению существующих комплексных проблем. Особое место здесь занимает развитие отраслей по освоению недровых богатств Востока Российской Федерации.

Социально-экономическая модернизация восточных регионов России, перспективы развития экономики напрямую связаны с эффективным освоением природных ресурсов, общемировое значение которых привлекает внимание всех государств и, особенно, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Богатая минерально-сырьевая база во многом определяет вектор экономического развития Дальнего Востока, создаёт конкретные предпосылки для получения качества жизни населения региона и благосостояния граждан России.

Вклад Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевую базу Дальнего Востока и России в целом весьма значителен, что достаточно чётко отражено в проекте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года.

Сегодня на федеральном уровне переосмыслена сама роль Республики Саха (Якутия), её политическая значимость как для Дальнего Востока, так и для всей нашей страны. Якутия занимает ведущие места по добыче алмазов, золота, угля. На её территории разворачивается масштабная добыча нефти и газа, проводятся подготовительные работы к началу освоения месторождений урана, серебра, железа, полиметаллов. Создана развитая горнодобывающая промышленность, в 2 которой более чем на 500 участках недр работают порядка 250 крупных и средних предприятий-недропользователей, в том числе мирового и российского уровня.

По состоянию на начало 2009 года государственным балансом полезных ископаемых по республике учитывается 39 видов минерального сырья на более чем в 1500 месторождениях. Доходы от материально-сырьевого комплекса составляют 60 процентов доходной части государственного бюджета республики.

Региональные поисковые работы на нефть и газ, твёрдые полезные ископаемые в республике, как и на других территориях Российской Федерации, выполняются в основном в рамках федеральных программ геологоразведочных работ по изучению недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В республике, кроме того, реализуется своя государственная целевая программа проведения геологоразведочных работ на период 2007- 2011 годы и до 2020 года. В 2007 году финансирование геологоразведочных работ на территории республики составило 8 млрд. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета - 1,3 млрд. рублей, в 2008 году - 11 млрд. рублей и соответственно 1,45 млрд. рублей.

Вместе с тем геологическая изученность территории Республики Саха (Якутия) по-прежнему остаётся одной из самых низких в Российской Федерации и не отвечает темпам развития добывающей промышленности. К примеру, за последние 10 лет геологическим картосоставлением охвачено всего 6 процентов территории республики.

В рамках реализации Федеральной долгосрочной государственной программы изучения недр, стратегических планов и программ крупнейших российских компаний - недропользователей, документов долгосрочного развития республики, мы предлагаем предусмотреть ежегодное софинансирование из федерального бюджета, не снижая их объёмы, хотя бы по сравнению с этим годом. Основная цель - расширить географию сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нефть и газ за счёт слабо изученных перспективных территорий Западной и Восточной Якутии тяготеющих к нефтепроводу ВС-ТО, что обеспечит вовлечение новых территорий в геологоразведочное изучение за счёт средств недропользователей.

Необходимо отметить, что при разработке федеральных программ изучения шельфовых территорий арктических морей и прилегающих районов континентальной суши, северные территории Республики Саха (Якутия) постоянно оцениваются как нефтегазоносные с высоким прогнозным углеводородным потенциалом, но их освоение откладывается, как правило, на более отдалённую перспективу.

В этих условиях необходимо закрепить в федеральных программных документах предложения республики по возобновлению геологоразведочных работ с целью посещения её арктических территорий.

Рассматривая перспективы развития горнодобывающих отраслей, следует остановиться в первую очередь на системообразующей для республики отрасли, какой является алмазодобыча.

Однако в условиях негативного влияния глобального кризиса реализация продукции алмазодобывающих предприятий существенно снизилась. По оценке экспертов, рынок сырых алмазов сократился примерно на 60 процентов по сравнению с пиковыми назначениями рынка в 2008 году. Государственная поддержка остаётся на сегодняшний день единственным возможным способом сохранения алмазодобывающего комплекса, что делается сегодня Правительствами Российской Федерации и Республикой Саха (Якутия).

По объемам золотодобычи республика занимает третье место в России. В связи с истощением минерально-сырьевой базы золота на россыпных месторождениях в настоящее время активно обсуждаются перспективы золотодобычи в Яно-Колымской золоторудной провинции, освоение которой сдерживается отсутствием транспортной и энергетической инфраструктуры.

Ресурсный потенциал Яно-Колымской провинции, расположенный на территории Якутии и Магаданской области, составляет не менее 5 тыс. т золота, кроме того, он значителен по полиметаллам, олову, медным рудам, редким металлам, различным видам неметаллических полезных ископаемых. Таким образом, существуют серьёзные предпосылки для формирования на северо-востоке России крупного горнопромышленного кластера мирового уровня.

К первоочередным мероприятиям по освоению Яно-Колымской золоторудной провинции следует отнести совместную разработку с Правительством Республики Саха (Якутия) и администрацией Магаданской области при активном участии крупнейших российских золотодобывающих компаний, Концепции развития провинции, создание Единого координационного органа, формирование инновационных проектов на условиях государственно-частного партнёрства.

По добыче угля Республика Саха (Якутия) занимает первое место среди региона Дальнего Востока, на долю республики приходится свыше трети добываемого угля на востоке страны. В перспективе в угольной промышленности 4 взамен выбывающих мощностей Нерюнгринского угольного разреза планируется ввод новых угольных предприятий.

Сейчас в республике строится одновременно три угольных шахты, но наиболее перспективными являются проекты освоения Эльгинского месторождения и строительства Инаглинского угольного комплекса.

С проблемами в финансировании одного из стратегических для республики и всего Дальнего Востока проектов по освоению Эльгинского месторождения углей в Южной Якутии столкнулась сегодня и компания "Мечел". Правительство Российской Федерации принимает ряд мер по поддержке этого проекта.

Существует и ряд других проблем, которые в будущем могут стать препятствием для дальнейшего развития угольной отрасли на востоке страны. В их числе:
- недостаточная провозная способность Дальневосточных железных дорог, особенно Восточного БАМа до порта Ванино;
- недостаточная производительность дальневосточных портов по перевалке углей;
- использование в теплоэнергетике отходов обогащения коксующихся углей. Решение этого вопроса тоже требует консолидации государства и бизнеса. Мы полностью поддерживаем сегодня вопросы, озвученные Губернатором Хабаровского края, что необходимо этот вопрос решать не только на межрегиональном уровне, но и на федеральном уровне.

С целью увеличения экспортного потенциала угледобывающих предприятий необходима незамедлительная реализация мероприятий по развитию транспортной и портовой инфраструктуры Дальнего Востока.

Уважаемые коллеги! Основополагающим программным документом в сфере развития нефтегазового комплекса всего Дальнего Востока является Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Реализация мероприятий Восточной газовой программы, наряду со строительством трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", позволит значительно поднять уровень социально-экономического развития Дальнего Востока.

Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с Газпромом в июле 2007 года подписано соглашение о сотрудничестве, заключён договор о газификации, 5 завершена разработка генеральной схемы газификации газоснабжения Республики Саха (Якутия). С середины 2008 года Газпромом начата практическая реализация Программы.

В ходе недавнего визита в Якутию Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина, им было поддержано предложение руководства Республики о возможности расширения минерально-сырьевой базы ОАО "Газпром" за счёт дополнительного предоставления Холдингу Газпром месторождений, которые уже переданы в федеральный фонд, но пока не вовлечены в производство.

Освоение месторождений на Дальнем Востоке сопряжено со значительными издержками на создании инфраструктурных объектов. В связи с этим важно отметить меры государственной поддержки инновационных проектов газа и сферы, реализованных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Такими мерами сейчас могут стать налоговые каникулы на период окупаемости проекта и снижения либо отмены экспортной пошлины на добываемый газ. Данные предложения Республики Саха (Якутия) также получили одобрение Правительством Российской Федерации.

Целесообразно сегодня разработать План мероприятий по опережающему формированию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры для реализации перспективных проектов комплексного развития территорий, в том числе отраслей нефтегазового комплекса на востоке страны. В этом направлении Правительством Российской Федерации приняты сегодня соответствующие решения по поддержке строительства объектов энергетики на территории Республики Саха (Якутия).

В условиях кризиса и наметившихся проблем с экспортными поставками газа в западном направлении, задача диверсификации рынков сбыта российского газа с созданием экспортных направлений в страны АТР становится ещё более актуальным, в связи с чем, темпы реализации программы должны быть существенно увеличены.

Кроме того, на наш взгляд, необходима проработка отдельного программного документа в рамках мер по реализации стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года. Речь идёт о комплексе мер по поддержке предприятий по добыче и переработке природных ресурсов на начальном этапе их освоения.

Нами принят стратегический документ "Основные направления развития нефтяной и газовой промышленности Республики Саха (Якутия) до 2025 года", синхронизирующий мероприятия региональных и федеральных стратегических документов, а также инновационных программ предприятий нефтегазовой отрасли.

Схема развития нефтегазового комплекса республики включает реализацию двух основных проектов трубопроводного транспорта - строительство трубопроводной системы ВС-ТО и магистрального газопровода "Якутский центр газодобычи - Хабаровск" в рамках реализации Восточной газовой программы, которые серьёзно расширяют рынок сбыта нефти и газа, как за пределы республики, так и на экспорт.

В декабре текущего года завершается строительство I этапа нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан "Тайшет - Сковородино". С его запуском республика существенно увеличит объёмы добычи. Если в 2008 году всего было добыто 675 тыс. т, то в этом году добывается 2 млн. т, в 2010 году объём добычи составит 3 млн. т, а к 2025 году - 15 млн. т в год.

Уважаемые участники Форума! Реализация всех вышеперечисленных проектов предусмотрена в рамках программного стратегического документа - в Схеме комплексного развития производительных сил транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утверждённой Правительством Российской Федерации. Важно отметить, что основные положения Схемы учтены при разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

Глобальный финансовый кризис обострил необходимость принятия срочных государственных мер и решений для обеспечения географической и отраслевой диверсификации экономики Российской Федерации. В этой связи, мы ещё раз заявляем о необходимости ускорения принятия Стратегии Дальнего Востока и Забайкалья, и приступить к её практической реализации с разработкой Плана мероприятий по реализации Стратегии.

Кроме того, на наш взгляд, целесообразно также формирование новой федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока с выделением детальных подпрограмм по каждому из субъектов с пятилетними циклами её реализации.

Нам приятно, что в своём выступлении заместитель Министра региональной политики Российской Федерации эту позицию сегодня подтвердил. Это необходимо, прежде всего, потому что все проекты, реализованные бизнесом, должны быть увязаны по времени создания необходимой энергетической и транспортной социальной инфраструктуры, а это уже прерогатива государству. Приведу только один пример. Реализация Газпромом проекта по созданию Якутского газового центра разделена на этапы, первый из которых должен завершиться в 2016 году. Настрой действующей Дальневосточной программы развития истекает в 2013 году. Такая нестыковка безусловно самым негативным образом влияет на ход выполнения запланированных нами задач, развивает цели и ставит под сомнение эффективность принятия ранее на государственном уровне решений.

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что идею о разработке новой редакции Программы развития Дальнего Востока Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев назвал абсолютно правильно. Нет сомнений, что от того, насколько скоро будет утверждена Стратегия и насколько скоро будут приняты новые программы, сегодня напрямую зависит чёткое поступательное движение Дальневосточного региона вперёд. Спасибо за внимание.

Цитировать Имя
Евгений, 18.08.2019 12:59:27
Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.
 
Текст сообщения*
:D :) :( :confuse: 8) :oops: :cry: :evil: ;) :idea:
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение