Дата: 15 Ноября 2015

В выступлении хочу осветить результаты мониторинга создания и работы общественных советов при органах исполнительной власти Хабаровского края; а также проблемы реализации прав населения края на участие в публичных слушаниях по проекту бюджета края.

слайд1.jpg
В своем выступлении хочу осветить результаты мониторинга создания и работы общественных советов при органах исполнительной власти Хабаровского края; а также проблемы реализации прав населения края на участие в публичных (общественных) слушаниях по обсуждению основного финансового документа Хабаровского края – проекту бюджета края.

В августе текущего года, состоялась встреча Владимира Путина с членами Общественной палаты России, по итогам которой Президент подписал перечень поручений.  Одним из поручений стало проведение мониторинга формирования и эффективности деятельности общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Нормативно-правовая документация

В целях обеспечения взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, повышения эффективности реализации государственной политики, в Хабаровском крае изданы нормативные документы, регламентирующие деятельность общественных советов при органах исполнительной власти края.

В рамках реализации поручения Президента, в сентябре текущего года, активистами регионального отделения ОНФ проведен мониторинг деятельности общественных советов, созданных при органах исполнительной власти края.

Мониторинг проводился по информации, размещенной в сети интернет, по таким показателям, как  доступность интернет-сайтов органов исполнительной власти края и наличие информации об организации и деятельности Общественных Советов на официальных сайтах органов исполнительной власти края, в частности - положений о Советах; информации о составе Советов; планов работы на текущий год и протоколов заседаний.

На сегодняшний день, в Хабаровске функционируют 15 министерств, 9 Комитетов и 4 управления регионального значения. По состоянию на 01.10.2015 создано 19 общественных советов при министерствах и ведомствах края. В стадии формирования находятся 3 Общественных Совета. 

Общественные Советы при Министерствах

Общественные советы при комитетах и управлениях

Итоги проведенного мониторинга, говорят об отсутствии достаточной информации об общественных советах и результатах их деятельности.

Информации об отсутствии Общественных советов

В процессе проведения мониторинга, мы отметили, что многие сайты неудобны для поиска информации, запутаны и сложны в своем техническом решении.

слайд6.jpg

Состав, протоколы, положения

В свободном доступе нормативно-правовая информация об общественных советах представлена не в полном объеме, в некоторых случаях не представлена вовсе. Не хватает сведений о реальной деятельности общественных советов. Так, многие министерства и ведомства не размещают на сайтах планы работ на текущий год. Создалось мнение, что из 19 созданных Общественных советов, только 10 работают по заранее разработанным и утвержденным планам.

При этом протоколы размещаются по мере проведения заседаний у 16 Общественных Советов. Утвержденные Положения об Общественных Советах и информацию об их составе разместили 18 исполнительных органов власти.

Практически на сайтах всех органов власти отсутствует  информация, связанная с принятием тех или иных предложений, разработанных общественными советами для органов исполнительной власти.

Таким образом, непонятно, могут ли общественные советы оказывать реальное влияние на решение насущных вопросов.

Президент однозначно заявил на встрече с представителями Общественной Палаты России, необходимо «сделать так, чтобы каждый общественный совет при органе исполнительной власти состоял бы действительно из лидеров общественного мнения, из экспертов и специалистов в этой области – безусловно, учитывая мнение непосредственно министерства».

Активно создаваться общественные советы в большинстве своем начали последние 1-2 года. Тем не менее, процесс формирования и организации затянулся. Кроме того, в условиях активного реформирования отраслей региональной экономики и проводимых организационных мероприятий, некоторые министерства энергично реформируются, что не может не сказываться и на формировании Общественных Советов, их деятельности и освещении процесса. Так, Управление Правительства Хабаровского края по вопросам  организации восстановительных работ, находится в стадии преобразования в Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края  по вопросам организации  восстановительных работ. Сайт Управления «уже» не работает, а сайт Комитета «еще» не работает. Информация  об Общественном совете не доступна. 

Порядок формирования общественных советов непосредственно влияет на их количественный и профессиональный состав. Руководители органов исполнительной власти утверждают состав Совета, зачастую подбирая «удобных», а не активных и деятельных. 

При этом имеются отзывы, что Совет не работает. Однако если Совет не работает, не генерирует идеи и предложения, мы считаем, в такой ситуации ответственность несет руководитель исполнительного органа, не сумевший подобрать инициативных и энергичных специалистов и экспертов. Вместе с тем, если общественные советы не обладают реальной возможностью повлиять на решение проблем, их рекомендации не учитываются органами власти в работе, то деятельность советов утрачивает свой смысл. Такие общественные советы лишь имитируют взаимодействие власти с общественностью.

Предложения

По итогам проведенного мониторинга и анализа предлагаем:

1) сформировать Общественные советы при всех органах исполнительной власти края, до конца текущего 2015 года;

2) разместить на официальных сайтах органов исполнительной власти края, либо на специальном сайте, посвященном работе всех общественных советов Хабаровского края, необходимый минимум информации о результатах формирования и деятельности Советов до конца 2015 года: положение и состав совета, планы работы, протоколы;

3) дополнить показатели оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти субъектов показателем «доля реализованных инициатив от числа поступивших итоговых резолюций общественных советов».

Только после завершения этапа формирования Общественных Советов при всех исполнительных органах власти, мы сможем выполнить поручение Президента и оценить эффективность деятельности общественных советов при органах исполнительной власти края.

Хочу перейти к не менее важному вопросу: реализация прав населения на участие в общественных слушаниях по обсуждению проекта бюджета Хабаровского края и его исполнения. 

Нормативная документация

слайд10.jpg

Федеральным законодательством (закон 184-ФЗ) установлена обязанность органов государственной власти субъекта по проведению публичных (общественных) слушаниях по обсуждению проекта бюджета и годовому отчету об исполнении бюджета.

Законом Хабаровского края «О бюджетном процессе в Хабаровском крае» (ст. 6) установлено, что «публичные слушания по проекту краевого бюджета проводятся в порядке, установленном Губернатором края».

Прежде чем делать какие-то выводы, следует остановиться на качестве тех нормативных документов, которые регламентируют проведение публичных слушаний. В первую очередь Постановление Губернатора края «о проведении публичных слушаний». Документ, принятый в 2005 году, нельзя назвать даже рамочным. Он скорее декларативный, указаны только определение и формы проведения.

В рамках Постановления Губернатора, публичные слушания могут проводиться в форме:

- расширенного заседания коллегии министерства финансов края с участием представителей общественности, профсоюзных организаций края и средств массовой информации;

-телерадиовещательных программ с участием представителей общественности и профсоюзных организаций края;

- форума на официальном сайте Правительства края в сети Интернет.

Следует отметить, что на момент утверждения Постановления, формы проведения публичных слушаний, указанные в Постановлении, были прогрессивными. Время идет, общественные отношения развиваются, законы должны изменяться. На сегодняшний день, формы проведения общественных слушаний по проекту бюджета, регламентированные в Постановлении, не соответствуют формам публичных слушаний, определенным Федеральным законодательством, в частности, Законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Закон «О бюджетном процессе в Хабаровском крае», на основании которого издано Постановление Губернатора «О проведении публичных слушаний», был актуализирован 10 раз. Само же Постановление так и осталось неизменным. Принятие в 2014 году закона «Об основах общественного контроля в РФ» должно было подтолкнуть ответственных чиновников Правительства края на мысль о необходимости привести в соответствие  с действующим законодательством Постановление.

ст.25 Закона «Об общественном контроле в РФ»

Ведь, ч. 3 ст. 25 закона об общественном контроле четко регламентирован порядок проведения Общественных (публичных) слушаний, которые  «проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания».

Устаревшим, но действующим Постановлением Губернатора Хабаровского края «О проведении публичных (общественных) слушаний» обязанности по организации и проведению ежегодных публичных (общественных) слушаний по проекту краевого бюджета на очередной финансовый год и отчету об исполнении краевого бюджета возложено на Министерство финансов края.

Можно с уверенностью заявить, что на сегодняшний день публичные слушания по проекту краевого бюджета не проводятся. Какой нормативный документ, такова и работа.

На каналах дальневосточного телевидения мы видим программы с участием представителей общественности по обсуждению отдельных узких вопросов по проекту бюджета. Коллегии министерства финансов края, конечно же, проходят, но приглашаются ли туда представители общественности, профсоюзных организаций края и средств массовой информации неизвестно. Кроме того, коллегии, это закрытая форма обсуждения. Не любой представитель общественности может попасть на заседание, не говоря уже о любом гражданине Хабаровского края.

На официальном сайте Министерства финансов в сети Интернет (портал управления общественными финансами) мы с трудом отыскали объявление о проведении публичных слушаний проекта закона Хабаровского края «О краевом бюджете на плановый 2016 год», в котором указана ссылка на общественный форум. Однако по какой-то случайности перейти по ссылке www.laws.khv.ru не удалось. Таким образом, не удалось попасть на форум и выразить имеющееся мнение по обсуждаемой теме. В Министерстве финансов края нам объяснили, что все вопросы необходимо оставлять в электронной приемной Министерства. Но ведь на общественное обсуждение это мало похоже, ведь письма будут рассматриваться как обращение и в лучшем случае ответ получит только гражданин, направивший письмо.

ч. 6 ст.25 Закона "Об общественном контроле"

В соответствии с ч.6 ст. 25 Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», по результатам общественного обсуждения должен подготавливаться итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На сегодняшний день такого документа в сети «Интернет» нет. Да и информации об обсуждении общественных инициатив на заседаниях в органах государственной власти края не удалось найти.

Хочется задать вопрос, почему так закрыт от общественного обсуждения бюджет Хабаровского края. При том, что публичные слушания проекта закона "О краевом бюджете на 2016 год" уже прошли в Приморье. В рамках публичных слушаний приморцы задали 18 вопросов. 16 из них опубликованы в режиме форума на сайте краевой администрации, два поступили на электронную почту департамента.  Мэрия города Хабаровска приглашает жителей дальневосточной столицы принять участие в обсуждении главного финансового документа города. В сети интернет, в открытом доступе размещены итоговые документы публичных слушаний по проекту бюджета Иннокентьевского сельского поселения;  Бикинского муниципального района Хабаровского края и других. То есть обсуждения бюджетов разного уровня проводятся, за исключением бюджета Хабаровского края.

На основании изложенного, можно сделать выводы, что власти Хабаровского края не в полной мере исполняют обязанности, предусмотренные законодательством. В свою очередь граждане лишены возможности реализовать свои права на участие в публичных слушаниях по обсуждению проекта бюджета Хабаровского края.

Предложения

В целях обеспечения учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, предлагаем:

1) разработать и утвердить Положение о проведении публичных (общественных) слушаний, с учетом вновь принятых и уже действующих федеральных и региональных законов «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и «О бюджетном процессе в Хабаровском крае», подробно прописав процедуру организации, уведомления и проведения общественных слушаний, оформление и опубликование (обнародование) результатов;

2) на публичные (общественные) слушания выносить все проекты законов, касающихся бюджета края (проект бюджета, корректировки, отчет об исполнении бюджета) до внесения их на обсуждение в законодательные органы края. 


 
Текст сообщения*
:D :) :( :confuse: 8) :oops: :cry: :evil: ;) :idea:
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение